Самоанализ деятельности
заведующего муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением
«Детский сад №30 «Ручеек» пос.Городищи
2015 год
Я, Ашарина Наталья Алексеевна осуществляю руководство муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением в течении 10 лет. Свою деятельность ДОУ осуществляет на основании Устава МБДОУ и Лицензии на право ведения образовательной деятельности и руководствуется Законом РФ «Об образовании», Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, Конвенцией о правах ребенка, нормативно-правовыми документами Министерства образования РФ, Правилами внутреннего трудового распорядка, договором с учредителем, договорами с родителями воспитанников.
Эффективность реализации образовательной программы ОУ.
Обеспечение целостного развития ребенка в период дошкольного детства осуществляется в МБДОУ путем реализации Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования От рождения до школы. /Под ред. Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, , Т.С. Комаровой..М./
В 2014-2015 учебном году осуществляется план перехода ДОУ по введению ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы (ООП), моделирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ на основе ФГОС.
Разработана и внедряется в практику работы педагогического коллектива образовательная программа Учреждения на основе федеральных государственных требований к структуре и содержанию общеобразовательной программы дошкольного образования
Учебно-воспитательный процесс определяем по направлениям:
1. Физическое развитие.
2. Познавательно – речевое развитие
3. Общественная жизнь человека.
4. Математические представления
5. Социально – личностное развитие.
6. Художественно – эстетическое развитие
Приоритетными в работе коллектива МБДОУ стали следующие направления:
- Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья каждого воспитанника.
- Художественно-эстетическое воспитание дошкольников, создание условий для развития творческих способностей детей в различных видах образовательной деятельности.
- Взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.
Первостепенной задачей МБДОУ является охрана жизни и укрепления здоровья детей, их физическое развитие.
Коллектив детского сада, ставит перед собой задачи по укреплению здоровья детей, создает благоприятные санитарно-гигиенические условия, в дошкольном учреждении используя различные средства физического воспитания и формы работы с детьми.
Особое внимание уделяется режиму дня, обеспечению ухода за каждым ребенком, режиму и гигиене питания, организации полноценного питания и, системе закаливающих мероприятий, обеспечению ежедневному пребыванию детей на свежем воздухе, проведению утренней гимнастики и закаливающих процедур.
В ДОУ большое внимание уделяется активному отдыху детей: проведение эстафет, соревнований, спортивных праздников, досугов, развлечений в игровой интересной форме, дает возможность для самовыражения, самореализации воспитанников и повышение их самооценки, что способствует раскрытию их индивидуальности и неповторимости.
В детском саду практикуется сочетание разных видов двигательной активности детей. По расписанию проводятся физкультурные занятия, как в помещении, так и на воздухе, при этом учитываются индивидуальные особенности детей. В МБДОУ эффективно используются различные формы занятий по распределению двигательной нагрузки в течение дня: утренняя гимнастика под музыку, проведение спортивных праздников и досугов на улице. В осеннее – зимний период у нас проблемы с проведением физкультурных занятий, потому что нет спортивного зала, но, несмотря на это в 2014-2015 учебном году смогли наладить проведение физкультурных занятий
Для самостоятельной двигательной деятельности, проведения различных подвижных игр педагогами изготовлены разнообразные атрибуты, обновляется оборудованием спортивные уголки в группах. Расположение предметов развивающей среды рационально обеспечивает свободный доступ каждому ребенку.
Педагогический коллектив МБДОУ активно работает над проблемой воспитания у детей основ безопасности жизнедеятельности. В МБДОУ проводятся занятия по ознакомлению детей с основами безопасности жизнедеятельности, на которых ребята получают представления о безопасном образе жизни, поведении в экстремальных условиях. Также проводятся игры, развлечения на тему безопасности дорожного движения, что позволяет обогащать знания и формировать умения детей по предупреждению возникновения нежелательных и опасных ситуаций на дороге, часто совершаются прогулки на главную улицу и переулки села с ознакомлением правил поведения на улице и правил дорожного движения.
В помощь воспитателю подобраны методическая и детская художественная литература, конспекты занятий и бесед о правилах дорожного движения, пособия для занятий и игр. Необходимый материал постепенно накапливается и дети используют его в играх, закрепляя полученные ранее знания. В группах специально оборудованного уголка по правилам дорожного движения пока нет, но в дальнейшем планируется создание уголков в старших группах.
Начиная с младших подгрупп, в МБДОУ уделяется особое внимание, интеллектуальному развитию детей, развивая любознательность, логическое мышление. Этому способствует созданная в группах предметно-развивающая среда.
В МБДОУ созданы необходимые условия для развития экологического воспитания детей. В групповых комнатах организованы уголки комнатных растений в соответствии с требованиями программы, мини-огород на окне, имеется иллюстративный материал, наглядные пособия для ознакомления детей с природой и животным миром. Дети фиксируют результаты климатических изменений в природе в календаре наблюдений, оформляют альбомы о временах года, диких и домашних животных, птицах, растениях, просматривают слайды, совершают экскурсии на ферму для ознакомления домашними животными, в лес и на поля.
Речевое развитие детей - одно из главных направлений интеллектуального развития и становления ребенка. Анализ работы по разделу «Развиваем речь детей» показывает, что дошкольники охотно общаются друг с другом и с взрослыми, проявляют инициативу в общении, владеют достаточным словарным запасом, соответствующим их возрасту, умеют пользоваться всеми основными грамматическими формами речи.
Большое внимание в МБДОУ уделяется патриотическому воспитанию дошкольников. Ежегодно 9 мая - в День Победы в МБДОУ проводятся тематические занятия, праздничные концерты, выступают на митинге, изготавливают подарки ветеранам, проходят встречи с солдатами, папами.
Большое внимание в своей работе стараемся уделять привитию любви к своей малой родине. Ежегодно посещаем краеведческий музей, совершаем экскурсии, посещаем выставки художников в КДЦ и ДШИ. В детском саду стали проводиться народные календарные праздники («Рождество», «Масленица», «пасха»), учим песни и стихи, разукрашиваем пасхальные яйца.
Результатом осуществления воспитательно-образовательного процесса является качественная подготовка детей к обучению в школе. Формирование у дошкольников готовности к школе ведется в нескольких направлениях. Воспитатели проводят комплексные занятия в игровой форме, используются различные дидактические материалы, игры.
В МБДОУ создана доброжелательная психологическая атмосфера, благоприятные условия для физического и психо -эмоционального комфорта дошкольников. Педагогов детского сада объединяет любовь к детям, забота об эмоциональном благополучии каждого ребенка, личностно-ориентированный подход в общении с детьми. Воспитатели умеют установить контакт с каждым ребенком, расположить его к себе, вызвать и сохранить интерес к жизни детей в детском саду. Дети охотно посещают детский сад, что подтверждает анкетирование родителей. Сотрудников МБДОУ отличает мягкость в общении с детьми, отзывчивость, чуткость, стремление учитывать личный опыт каждого ребенка, его индивидуальные особенности
В детском саду созданы хорошие условия для развития у детей эстетического отношения к окружающему миру, приобщения детей к миру искусства, овладения детьми различными видами изобразительной и конструктивной деятельности. В МБДОУ периодически организуются выставки работ детей и родителей (новогодние выставки, детская выставка на оформление пасхального яйца, особенно хороша осенние поделки родителей из природного материала или овощей). Занятия по рисованию, лепке, аппликации, изготовление поделок проводятся регулярно, что способствует развитию эмоционально-эстетических чувств, умению создавать выразительный образ, освоению различных способов изображения, изобразительных и технических навыков и умений. Все работы детей оформляются на стенде в коридоре, т.к. каждый родитель хочет видеть результаты творческой деятельности своего ребенка. Но, несмотря на все это участие в районных конкурсах и выставках принимаем не всегда.
Создание единого образовательного процесса – построение преемственности в программах дошкольного образования и начального обучения – одна из актуальных проблем современной педагогики. Разработала план совместной работы со школой, в котором отражены формы и методы диагностирования детей на момент выпуска детей в школу, условия их адаптации.
В МБДОУ ведется работа по приобщению детей к миру музыки. Созданы условия для развития детей в музыкальной деятельности. Воспитатель формирует эмоционально-положительную установку к занятиям музыкой, дают детям яркие музыкальные впечатления, обогащает их внутренний мир. На музыкальные занятия дети всегда идут, с радостью, потому, что там их ждут «чудеса»: герои любимых сказок с музыкально-дидактическими играми, неповторимая народная песня, детей учат играть на детских музыкальных инструментах, танцевать, петь песни. У нас есть музыкальный руководитель по совместительству, она владеет игрой на баяне. Также практикуем занятия музыкой в школе, куда дети с удовольствием ходят. Музыкальные развлечения, утренники в детском саду - настоящие праздники для детей и родителей, цель которых - творческая активность воспитанников, радость, ощущение единения взрослых и детей. Все праздники в детском саду проходят совместно с родителями. Но площади в помещении детского сада для проведения праздников маленькие, поэтому приходится проводить мероприятия отдельными группами.
Вся воспитательно-образовательная работа МБДОУ строится на основе игровой деятельности. Воспитатели создают необходимые условия для возникновения и развития разных видов игр. Игровая деятельность организовывается как совместная игра воспитателя с детьми, где умело и в соответствии с возрастом детей, их индивидуальными потребностями организованы игровые зоны, зоны уединения, зоны природы, спортивные уголки. Имеется достаточное количество обучающих и развивающих игр. В недостаточном количестве представлены сюжетные игрушки: куклы, машины и т.д. Организованы уголки с крупной мебелью для сюжетно-ролевых игр, в группах имеется строительные наборы, мелкие игрушки, кубиков.
В 2014-2015 учебном году в ДОУ были проведены районные семинары на тему:
«Развитие творческих музыкальных способностей у старших дошкольников в процессе эстетического освоения мира».
Государственно – общественный характер управления.
С 01.06.2014 года после капитального ремонта введено в эксплуатацию третье здание детского сада с проектной мощностью на 100 мест. Все здания детского сада имеют огороженную территорию. Земельный участок МБДОУ соответствует требованиям САНПиН, имеются отдельные площадки. С 2014г. детскому саду принадлежат три здания.
В настоящее время в ДОУ функционируют 10 групп от 1,5 до 7 лет:
- 2 группы детей в возрасте от 1,5 до 3 лет в количестве 21 детей и 20 детей.
- 2 группы детей в возрасте от 3 до 4 лет в количестве 23 детей и 22 ребенка.
- 2 группы детей в возрасте от 4 до 5 лет в количестве 20 ребенка и 24 ребенка.
- 2 группы детей в возрасте от 5 до 6 лет в количестве 23 ребенка и 22 ребенка.
- 2 группы детей в возрасте от 6 до 7 лет в количестве 25 ребенка и 23 ребенка.
- На 1 сентября 2015 года в очереди отсутствуют дети 2 года и старше.
Режим функционирования дошкольного образовательного учреждения:
* рабочая неделя – пятидневная
*длительность работы – 10 часов;
* режим работы с 7.30 до 17.30 часов;
Анализ кадрового обеспечения образовательного учреждения конкурентоспособность и жизнеспособность ДОУ во многом зависит от уровня подготовки педагогов (методической, общей психологической, диагностической), обеспечивающего комфортное продвижение ребенка по возрастным ступеням.
Дошкольное образовательное учреждение полностью укомплектовано кадрами.
№ |
ФИО |
Должность |
Образование |
Стаж педагог. работы |
Квалификация |
1 |
Ашарина Наталья Алексеевна |
Заведующая
|
высшее педагогическое |
23 года |
I кат |
2 |
Родькина Лариса Алексеевна |
Заместитель заведующего |
Высшее педагогическое |
15 лет |
I кв. категор. |
3 |
Тюнева Ирина Валерьевна |
Старший воспитатель
|
высшее педагогическое |
1 год |
1 кв.категор. |
4 |
Александрова Екатерина Александровна |
Воспитатель
|
высшее педагогическое
|
7 лет |
высшая кв.категор. |
5 |
Бубнова Марина Александровна |
Воспитатель |
среднее специальное (педагогическое) |
34 года |
I кв.категор. |
6 |
Волкова Антонина Владимировна |
воспитатель |
высшее педагогическое |
2 года |
I кв.категор. |
7 |
Гаринкина Татьяна Викторовна |
воспитатель |
высшее педагогическое |
37 лет |
I кв.категор. |
8 |
Зиновьева Нина Тимофеевна |
воспитатель |
высшее педагогическое |
42 года |
I кв.категор. |
9 |
Ильичева Татьяна Викторовна |
воспитатель |
среднее специальное (педагогическое) |
7лет |
II кв.категор. |
10 |
Каргина Татьяна Юрьевна |
воспитатель |
высшее педагогическое |
1 год |
|
11 |
Курьерова Марина Константиновна |
воспитатель |
высшее педагогическое |
1 год |
I кв.категор. |
12 |
Малькова Наталья Валентиновна |
воспитатель |
среднее специальное (педагогическое) |
34 года |
I кв.категор. |
13 |
Медведева Марина Владленовна |
музыкальный руководитель |
высшее педагогическое |
37 лет |
I квалиф. категор. |
14 |
Медведева Ольга Алексеевна |
воспитатель |
высшее педагогическое |
39 лет |
I кв.категор. |
15 |
Минухина Елена Александровна |
воспитатель |
высшее педагогическое |
9 лет |
I кв.категор. |
16 |
Никитина Татьяна Михайловна |
воспитатель |
среднее специальное (педагогическое) |
34 года |
I квалиф. категор. |
17 |
Радаева Елена Сергеевна |
воспитатель |
высшее специальное |
5 года |
I кв.категор. |
18 |
Санакоева Елена Григорьевна |
воспитатель |
среднее специальное (педагогическое) |
32 год |
I кв.категор. |
19 |
Шалилова Ирина Константиновна |
музыкальный руководитель |
среднее специальное
|
21 год |
I кв.категор. |
20 |
Шахова Татьяна Ивановна |
воспитатель |
среднее специальное (педагогическое) |
33 года |
I кв.категор. |
21 |
Шеина Екатерина Игоревна |
воспитатель |
высшее педагогическое |
1 год |
I кв.категор. |
Повышают свой профессиональный уровень педагоги дошкольного учреждения, изучая и прорабатывая новинки методической литературы, обмениваясь опытом с коллегами других дошкольных учреждений, посещают семинары, районные методические объединения, конкурсы, расширяют свой кругозор через самообразование. Каждый педагог своевременно проходит курсы повышения квалификации, организуемые управлением образования. Воспитатели проходят курсы по ФГОС и внедряют в работу. В 2014-2015г.г. прошли курсовую подготовку 11 педагогов, подтвердили категорию 5 педагогов, повысили категорию 5 педагогов. В 2014-2015 учебном году ОУ впервые приняло участи в конкурсе «Педагог года». Александрова Е.А. стала лауреатом этого конкурса.
Для профессионального роста педагогов в детском саду создаются необходимые условия: оборудовали методический кабинет, постоянно приобретаются новинки методической литературы, необходимый для проведения занятий и работы с детьми дидактический материал, составляются картотеки. Воспитатели выполняют презентации, проекты, оформляют работы в соответствии с современными требованиями.
Основной целью сотрудничества ДОУ с семьей является создание условий для совместной деятельности детского сада и семьи для разработки и реализации общей стратегии развития и образования каждого ребенка.
Работа с семьей планируется и проводится в нескольких направлениях:
- повышении психолого-педагогических знаний;
- вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс.
Коллектив учреждения ведет постоянную работу с родителями воспитанников. Общим родительским собранием выбран родительский комитет, попечительский совет который является связующим звеном между родителями детей и администрацией детского сада. В дошкольном учреждении разработаны «Положение о родительском комитете», «Положение о Попечительском совете» согласно которого ежегодно составляется план работы родительского комитета, помогают вести работу с неблагополучными семьями, организовывают различные мероприятия, ремонтные работы в дошкольном учреждении.
-На информационных стендах вывешиваются консультации для родителей, на интересующие их темы, сообщения, советы. Родители имеют возможность присутствовать в группе в адаптационный период ребенка, посещать открытые занятия, праздники, развлечения, принимать в них непосредственное участие. Индивидуально проводятся консультации, посещения на дому.
-В дошкольном учреждении совместно с родителями проводятся спортивные праздники, развлечения, дни открытых дверей. Родители принимают участие в подготовке и проведении утренников, шьют костюмы, исполняют типажные роли.
-Администрацией дошкольного учреждения взяты под контроль семьи, дети которых плохо посещают дошкольное учреждение. Проводится посещение таких семей, во время которых ведется разъяснительная работа о значимости посещения детьми ДОУ.
С каждой семьёй заключен родительский договор. Контингент родителей достаточно молодой, но появилась тенденция к родителям в возрасте.
По результатам опроса: родителей удовлетворяет воспитательно-образовательная работа МБДОУ, они чувствуют доброжелательное отношение к себе и своему ребенку...
Кроме этого в ДОУ разработаны:
1.Образовательная программа
2.Программа развития дошкольного общеобразовательного учреждения
Все это позволяет более эффективно выполнять задачи, которые педагогический коллектив ДОУ ставит перед собой в деле воспитания детей.
Финансово-экономическая и имущественная деятельность ДОУ
Материально-технические условия пребывания детей в МБДОУ соответствуют государственным стандартам.
Основой реализации используемых программ является предметная среда, обеспечивающая зону ближайшего развития и разнообразия деятельности ребенка.
Содержание созданной развивающей предметной среды удовлетворяет потребностям ближайшего и перспективного творческого развития ребенка. Для работы с детьми расширены функции предметной среды. Предметная среда групповой комнаты учитывает возрастные интересы развития детской деятельности.
В группах оформлены книжные уголки, где собраны художественная и познавательная литература.
В детском саду созданы благоприятные условия для осуществления физического развития, успешной деятельности по оздоровлению детей. МБДОУ нет спортивного зала, но в групповых комнатах оборудованы спортивные уголки.
Для интеллектуального развития детей в групповых комнатах имеется необходимый развивающий наглядный материал, оснащена предметно-развивающая среда.
Дидактический материал и пособия, имеющиеся в детском саду, обеспечивают реализацию воспитательно-образовательных задач.
Таким образом, созданная в дошкольном учреждении развивающая среда, обеспечивает безопасность жизнедеятельности, способствует укреплению здоровья, обеспечивает развитие творческой личности ребенка.
Безопасность и охрана здоровья дошкольников обеспечивается не только в помещении, но и на территории МБДОУ.
Формирование внебюджетных средств происходит за счет поступления родительской платы за содержание ребенка в ДОУ.
Технические состояния зданий удовлетворительные. Учреждение постоянно работает над укреплением материально- технической базы.
В 2014-2015 уч.г.:
- проведен косметический ремонт помещений
- проведено благоустройство территории ОУ
Здоровьесбережение и безопасность участников образовательного процесса.
В ДОУ имеется оборудование, которое соответствует возрастным особенностям детей (ростовая мебель). Ежедневно в детском саду проводится утренняя гимнастика, прогулки на свежем воздухе. В соответствии с планом работы проводятся физкультурные занятия, дни здоровья, спортивные праздники. В группах проводятся закаливающие процедуры (пальчиковый массаж, фитотерапия, водные процедуры). В питание детей ежедневно включены фрукты, соки, свежие овощи, проводится С-витаминизация. В ДОУ выполняются нормы питания детей по всем показателям на 95%. Состояние материально-технической базы МБДОУ соответствует санитарным нормам. На сегодняшний день во всех зданиях имеется холодное и горячее водоснабжение(водонагреватели). Площади помещений соответствуют санитарно-гигиеническим нормам. Соблюдается тепловой и световой режим, неисправность оборудования и инвентаря устраняется по мере необходимости; проводится уборка групп и других помещений; соблюдается режим проветривания; ухода за игрушками; территория детского сада озеленена, оборудована спортивным и игровым инвентарем, который соответствует технике безопасности. Соблюдаются графики и режим мытья посуды; все сотрудники проходят медицинский осмотр.
В детском саду разработаны:
- план мероприятий по охране труда, технике безопасности, ПБ.
- инструкции по охране труда и технике безопасности для каждого работника на рабочем месте.
-как руководитель прошла курсы обучения по охране труда, пожарному минимуму. Имеются удостоверения.