ПАСПОРТ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ МБДОУ «Детский сад №30»

Информационная справка

         Муниципальное дошкольное образовательное учреждение   Детский сад № 30  «Ручеек»  расположен по адресу:   Владимирская область, Петушинский район, п. Городищи, ул. Ленина, д. 9

Телефон: +7(49243) 3-29-20; 3-24-34

E-mail: MBDOY30@yandex.ru

Адрес сайта: Mbdoy30ru.ucoz.ru

Учредитель: Администрация Петушинского района

         МБДОУ детский сад  функционирует на основании:

Устава, зарегистрированного ____________ по Владимирской области;
 Лицензии на осуществление образовательной деятельности  № 3621 от 08.10.14, серия 33Л01 № 0000735

Заведующая   - Ашарина Наталья Алексеевна (высшее образование, стаж педагогической работы  24 лет,  в должности  заведующей –  10 лет).

Режим работы ДОУ: 10 часов, 5 дней в неделю.

Основные функции МБДОУ: воспитание и обучение, обслуживание, уход, присмотр, оздоровление.

Основные виды услуг: развивающие, оздоровительные.

Принцип комплектования групп: одновозрастные.

В настоящее время функционируют  10 групп:

1-ая младшая группа – 2 (40 детей)

2-ая младшая группа – 2 (45 детей)

Средняя группа – 2 (47 детей)

Старшая группа – 2 (47 детей)

Подготовительная группа – 2 (46 детей)

Общее количество детей –  225.

Виды групп:

общеразвивающие –  10,

Настоящая редакция образовательной программы дошкольного образования разработана и принята в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г.  № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»  

Настоящая редакция образовательной программы разработана рабочей группой педагогов детского сада, утвержденной приказом №   от «23» декабря 2014 г., в составе:

председатель: Тюнева Ирина Валерьевна

члены рабочей группы:

Шеина Е.И.,

Александрова Е.А.,

Курьерова М.А.,

Шахова Т.И.

Нормативно-правовой основой для разработки образовательной программы являются:

Федеральный уровень

[*]    Конституция РФ  принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г;

[*]    Конвенция ООН о правах ребёнка, утверждённая 20 ноября 1989 г      

 Генеральной ассамблеей ООН;

[*]    Федеральный закон от 24 июля 1998г. № 124 – ФЗ «Об основных   гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»;

[*]    Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в РФ»;

[*]    Закон «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 года № 2300-1

[*]    Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. №181 – ФЗ «О социальной  защите инвалидов в Российской Федерации»;

[*]    Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 4 августа 2008 г. N 379н "Об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, порядка их разработки и реализации" (с изменениями и дополнениями);

[*]    Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г., № 30384);

[*]    Приказ Министерства образования и науки РФ от 13 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществлении образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;

[*]    Приказ Министерства образования и науки РФ от 8 апреля 2014 г. № 293 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте 12 мая 2014 г., № 32220, вступил в силу 27 мая 2014 г.);

[*]    Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010 г. № 761н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих». Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».

[*]    Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог» (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»;

[*]    Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

[*]    Постановление Правительства РФ от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»;

[*]    Постановление Правительства РФ от 15 августа 2013 г. № 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»;

[*]    Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования  Министерства образования и науки  РФ от 28.02.2014 г. № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»;

[*]    Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования  Министерства образования и науки  РФ от 10.01.2014 г. № 08-10 «О Плане действий  по обеспечению введения ФГОС дошкольного образования» (далее – План действий по обеспечению введения ФГОС ДО (№ 08-10));

[*]    Письмо Рособрнадзора от 07.02.2014 г. № 01-52-22/05-382 «О недопустимости требования от организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам дошкольного образования, немедленного приведения уставных документов и образовательных программ в соответствие с ФГОС ДО»;

[*]    Письмо Министерства образования и науки РФ от 10.01.2014 г. № 08-5 «О соблюдении организациями, осуществляющими образовательную деятельность, требований, установленных федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования»;

[*]    Федеральный закон РФ от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам регулируется нормативными документами:

[*]    - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ   № 26 от 4 июля 2014г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172 - 14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей »;

[*]    Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006г. № 06 – 1844 «О примерных требованиях к программам к программам дополнительного образования детей».

1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

Образовательная программа дошкольного образования  МБДОУ «Детский сад  № 30»  (далее по тексту – Программа) – стратегия психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста. Программа разработана на основе ФГОС дошкольного образования и с учетом примерной образовательной программы    «От рождения  до школы», ориентированной на ребенка, разработанной в ключе самоценности дошкольного детства, преемственности дошкольного образования с другими уровнями общего образования с позиций его непрерывности на всех этапах жизни человека.

   Примерная  образовательная программа   определяет общие цели, конкретные задачи, дает общую характеристику способов достижения целей развития ребенка дошкольного возраста, а также результатов такого развития, на которые сориентирована программа.

Примерная образовательная программ   - программа открытого типа, расширяющая возможности педагогов в использовании содержания, методического обеспечения, образовательных технологий с учетом реальной ситуации в дошкольной образовательной организации и особенностей развития детей. Поэтому основная образовательная программа, разработанная творческой группой ДОО, позволяет педагогу чутко относиться к детям и реагировать на их когнитивные и эмоциональные потребности, уделяя особое внимание интересам детей, их мотивации и точке зрения.

При разработке Программы учитывались также современные международные тенденции развития дошкольного образования:

формирование у ребенка новой системы ценностей, нового взгляда на окружающий мир как среду обитания человека;
 реализация на практике основных направлений образования для устойчивого развития (экологического, экономического и социального);
активное использование в работе с детьми их собственного опыта (бытового, культурного, социального, нравственного);
 развитие детской инициативы, самостоятельности, познавательной мотивации;
формирование умения учиться и самостоятельно добывать информацию;
интегрированное содержание работы с детьми;
партнерские взаимоотношения детей и взрослых;
соблюдение прав ребенка, в том числе права на игру, на здоровую безопасную и комфортную окружающую среду;
доступность качественного образования;
активное вовлечение ребенка в социум.

В  примерной образовательной  программе  на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современным научным концепциям дошкольного воспитания о признании самоценности дошкольного периода детства. Педагогический коллектив  МБДОУ « Детский сад  № 30» разделяет основные идеи и ценности примерной программы.

Содержательную основу Программы составляют культурно­исторический, а технологическую - системно-деятельностный подходы к развитию ребенка и организации образовательной среды.

Согласно культурно-историческому подходу развитие человека происходит путем присвоения исторически выработанных (культурных) форм и способов деятельности. Основоположник данного подхода Л.С. Выготский отмечал, что развитие мышления и других психических функций ребенка в первую очередь происходит через освоение им «культурных» знаков (речи, языка и пр.).

В основе системно-деятельностного подхода лежит представление о том, что развитие всех сторон личности ребенка определяется характером организации его деятельности. Организация образовательного процесса согласно данному подходу (А.Г. Асмолов, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.) предполагает развитие самой деятельности, ее основных компонентов (мотивов, целей, действий, способов действий или операций), в результате чего ребенок развивается как субъект этой деятельности (деятель).

 

Цели и задачи реализации Программы

 

Возможность реализовать себя в современном обществе – это быть готовым принимать самостоятельные и ответственные решения в изменчивом и постоянно меняющемся мире, быть способным влиять на свою жизненную ситуацию. В связи с этим задача развития личности является центральной в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, примерной образовательной программе   и в нашей дошкольной образовательной организации.

 

Цель:

создание условий развития ребенка, открывающие возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; создание развивающей образовательной среды.

 

Цель реализуется через решение следующих задач:

Охрана и укрепление здоровья детей, обеспечение их физического и психического здоровья и эмоционального благополучия.
Развитие инициативы, как целеполагания и волевого усилия, следование социальным нормам и правилам, развитие самостоятельности и ответственности.
Развитие познавательной инициативы:  познавательных интересов, действий, любознательности и предпосылок к учебной деятельности.
Развитие коммуникативной инициативы: речи как средства общения и культуры, взаимопонимания, поддержания слаженного взаимодействия.
Развитие творческой инициативы: креативного потенциала каждого ребёнка, как субъекта взаимоотношений с социумом, становление эстетического отношения к окружающему миру.

         Согласно ФГОС дошкольного образования  Программа МБДОУ «Детский   сад  № 30»  решает задачи развития ребенка раннего и дошкольного возраста в соответствии с образовательными областями.

 

1.2. Принципы образовательной программы  МБДОУ и организация на ее основе образовательного процесса

 

Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения, а также организация на ее основе образовательного процесса базируются на следующих принципах:

Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями.
Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.
Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
Учёт этнокультурной ситуации развития детей.
Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
Воспитание духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее – индивидуализация дошкольного образования).
Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условие, требований, методов возрасту и особенностям развития).
Обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей.
Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее – преемственность основных образовательных программ дошкольного  и начального общего образования).
Деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования).

 

Организация образовательного процесса в Программе происходит также на основе системы принципов системно-деятельностного обучения:

 

Принцип психологической комфортности – удовлетворение базисных потребностей детей, взаимоотношения между детьми и взрослыми строятся на основе доброжелательности, поддержки и взаимопомощи.
Принцип деятельности - основной акцент делается на организации самостоятельных детских «открытий» в процессе разнообразных видов деятельности детей (игре, общении, исследовании и пр.); педагог выступает, прежде всего, как организатор образовательного процесса.
Принцип целостности - стратегия и тактика ­образовательной деятельности с детьми опирается на представление о целостной жизнедеятельности ребенка. У ребенка формируется целостное представление о мире, себе самом, социокультурных отношениях.
Принцип минимакса - создаются условия для продвижения каждого ребенка по индивидуальной траектории развития и саморазвития - в своем темпе, на уровне своего возможного максимума.
Принцип креативности - образовательный процесс ориентирован на развитие творческих способностей каждого ребенка, приобретение им собственного опыта творческой деятельности, преобразовательного отношения к миру.
Принцип вариативности - детям предоставляются возможности выбора материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, информации, способа действия и др.
Принцип непрерывности - обеспечивается преемственность в содержании, технологиях, методах между дошкольным и начальным общим образованием, определяется вектор на дальнюю перспективу развития.

1.3. Значимые характеристики

для разработки и реализации Программы

Общие сведения о коллективе детей, работников, родителей

Основные участники реализации Программы: дети раннего и дошкольного возраста, родители (законные представители), педагоги.

Социальными заказчиками реализации Программы как комплекса образовательных услуг выступают родители как гаранты реализации прав ребенка на уход, присмотр и оздоровление, воспитание и обучение.

Социальный паспорт дошкольного учреждения представлен  в Приложение №1

Сведения о педагогических  кадрах:

Образовательный процесс в МБДОУ осуществляют высоко квалифицированные педагоги -  18 воспитателей, старший воспитатель – 1, музыкальный руководитель – 2, инструктор по физкультуре – 1, существенную помощь в осуществлении образовательного процесса оказывают младшие воспитатели –  12 штатных единиц.

Сведения о кадровом обеспечении воспитательно-образовательного процесса представлены в приложении №2

 

Характеристика особенностей развития детей

         Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных[1], индивидуальных психологических и физиологических особенностей и социальной ситуации развития. Вместе их можно представить в виде закономерностей развития дошкольников, обобщив исследования А.В. Запорожца, В.И. Лебединского, Д.Б. Эльконина, Д.И. Фельдштейна и др.:

изменение детерминанта, взаимосвязи и соотношения биологических и социальных факторов развития на разных этапах и стадиях развития при сохранении такого качества, как пластичность нервной системы и психики ребенка;
стадиальность и опосредованность развития ребенка социальной ситуацией, ведущей деятельностью и формой общения со взрослыми;
гетерохронность  (неравномерность) развития психических процессов, их социальная опосредованность заложенными в культуре способами ориентировки и взаимодействия с первыми педагогами (родителями и воспитателями) и сверстниками;
дифференциация и интеграция психических процессов, свойств и качеств, функциональных систем, связанных с произвольной организацией деятельности ребенка;
наличие сензитивных периодов развития для тех или иных психических процессов и форм общения со взрослыми и сверстниками, способностей ребенка и его компетенций, интегральных качеств личности;
амплификация (обогащение) детского развития за счет формирования системы ориентировок в окружающем мире и расширения способов переживания, познания и преобразования, изменения смыслов педагогического взаимодействия;
скачкообразность развития, обусловленная характером формирования психологических новообразований и освоения социальной позиции, противоречием между тем, что ребенок хочет и может, и тем, что мог и хотел в освоенном периоде развития;
подготовка на каждом возрастном этапе условий для освоения новых видов деятельности, форм и способов взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, новой социальной позиции (от адаптации и социализации к самоутверждению и индивидуализации).

         Рассматривая законы и закономерности развития и их взаимосвязь с воспитанием и обучением, можно констатировать, что они выступают звеньями единого процесса становления психики и личности ребенка. С.Л. Рубинштейн писал: «Ребенок не созревает сначала и затем воспитывается и обучается, то есть под руководством взрослых осваивая то содержание культуры, которое создало человечество; ребенок не развивается и воспитывается, а развивается, воспитываясь и обучаясь, т.е. само созревание и развитие ребенка в ходе обучения и воспитания не только проявляется, но и совершается». В этом заключается еще один из основных законов развития. Роль пассивного взаимодействия снижается с возрастом, стимулирующее воздействие сохраняется, а активное возрастает.

         Большую роль в этом играет организация развивающего взаимодействия взрослого и ребенка в тех видах деятельности, которые признаются ведущими для определенного возрастного этапа. В ФГОС ДО они описываются следующим образом:

в младенческом возрасте (2 месяца – 1 год) – непосредственное эмоциональное общение со взрослым, манипулирование с предметами и познавательно-исследовательские действия, восприятие музыки, детских песен и стихов, двигательная активность и тактильно-двигательные игры;
в раннем возрасте (1 – 3 года) – предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками, экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение со взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность;
для детей дошкольного возраста (3 года – 8 лет) – ряд видов деятельности, таких как:

игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и др.;
коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);
познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирование с ними);
изобразительная (рисование, лепка, аппликация);
музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах);
двигательная  (овладение основными движениями);
восприятие художественной литературы и фольклора;
самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице);
конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал.

Другой особенностью организации развивающего взаимодействия в рамках данной Программы выступает отражение в ней следующих аспектов образовательной среды для ребенка:

предметно-пространственная развивающая среда;
характер взаимодействия со взрослыми;
характер взаимодействия с другими детьми;
система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.

Учет региональных особенностей при реализации  основной образовательной программы

При реализации основной образовательной программы  принимаются во внимание особенности региона, где находится МБДОУ.

1. Климатические особенности региона

 При проектировании содержания  Программы учитываются специфические климатические особенности региона, к которому относится Владимирская область, - средняя полоса России: время начала и окончания тех или иных сезонных явлений (листопад, таяние снега и т.д.) и интенсивность их протекания; состав флоры и фауны; длительность светового дня; погодные условия и т.д. Эти факторы с необходимостью учитываются при составлении перспективно-тематического годового плана образовательной деятельности  в ДОУ.
 В непосредсвенно-образовательной деятельности  по познанию окружающего мира, приобщению к культуре речи дети знакомятся с явлениями природы, характерными для местности, в которой проживают (средняя полоса России); по художественно-творческой деятельности  предлагаются для изображения знакомые детям звери, птицы, домашние животные, растения.

2. Социокультурное окружение

Социокультурные особенности Владимирского региона также учитываются при  проектировании содержания образовательной деятельности   в ДОУ.

 

Планируемые результаты освоения Программы

В Программе представлены   требования  к результатам в соответствии со  Стандартом и с учетом примерной образовательной программы. 

Ребенок на этапе завершения дошкольного образования должен быть способен:

проявлять инициативу, самостоятельность и ответственность;
осуществлять самостоятельный и осознанный выбор;
ставить и решать проблемы;
критически мыслить;
принимать перемены и порождать их;
обладать творческими способностями;
заботиться о себе, других людях, обществе, стране, окружающей среде.

 

Целевые ориентиры образования в раннем возрасте

ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;
проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;
у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).

 

Целевые ориентиры образования в дошкольном возрасте:

ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.
обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.;
ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.